«Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач»
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе
Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Манычской СОШ содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Общеобразовательное учреждение является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.
Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
- Гражданско-патриотическое воспитание;
- Нравственное и духовное воспитание;
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- Интеллектуальное воспитание;
- Здоровьесберегающее воспитание;
- Социокультурное и медиакультурное воспитание;
- Культуротворческое и эстетическое воспитание;
- Правовое воспитание и культура безопасности;
- Воспитание семейных ценностей;
- Формирование коммуникативной культуры;
- Экологическое воспитание.
В результате реализации программы предполагается:
- создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
- выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в школе и механизмов ее осуществления;
- закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
- создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в школе.
Цели воспитательной работы школы:
Продолжить работу над созданием условий для воспитания обучающихся в соответствии с концепцией модели выпускника школы, способствовать формированию образа выпускника - человека здорового физически, психически, нравственно, социально, обладающего устойчивой системой духовных ценностей, через расширение и совершенствование внеклассной воспитательной работы с учащимися и обеспечения единства в работе школы со всеми внешкольными учреждениями.
Пути решения:
- формирование у обучающихся гражданско – патриотического сознания;
- совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребёнка.
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс; изучение воспитательного потенциала семьи;
- совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
- социализация учащихся – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, подготовка их к жизни в условиях современной действительности;
- использование инновационных подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
- развитие форм организации ученического самоуправления в целях формирования правовой грамотности и гражданского воспитания школьников;
- продолжение работы по создания положительного отношения к необходимости непрерывного обучения как условию жизненного успеха на основе использования воспитательного потенциала учебных предметов;
- вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и общественных организациях;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы.
Задачи воспитательной работы:
- формировать гражданско – патриотическое сознание, усвоение обучающимися нравственных ценностей;
- формировать у обучающихся нормы и правила общественного поведения, а так же знания о нормах и правилах поведения в обществе;
- формировать приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- формировать у обучающихся личных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- формировать умение выбора варианта поведения;
- совершенствовать систему взаимодействия с семьей, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
- вовлекать родителей в учебно – воспитательный процесс и процесс самоуправления школой;
- совершенствовать оздоровительную работу с учащимися и прививать навыки здорового образа жизни;
- развивать коммуникативные навыки и формировать методы бесконфликтного общения;
- развивать ученическое самоуправление, способствовать социализации учащихся – формировать убеждения, мировоззрение, готовить их к жизни в условиях современной действительности;
- использовать инновационные подходы к организации воспитательного процесса и внедрять современных технологий воспитательной работы;
- вовлекать учащихся в активную жизнь в социуме и общественных организациях.
Мероприятия
1.В сфере гражданско-патриотического воспитания:
- межпоколенческое взаимодействие;
- краеведческая деятельность;
- профориентационная работа;
- туристско-экскурсионная деятельность;
- работа школьного музея;
2. В сфере нравственного и духовного воспитания:
- мероприятия, направленные на нравственное просвещение;
- мероприятия, направленные на приобщение к культурам народов Российской Федерации;
- мероприятия, направленные на формирование культуры толерантности;
- мероприятия, направленные на формирование активной жизненной позиции обучающихся.
3. В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:
- знакомство обучающихся со спецификой различных профессий;
- мероприятия, направленные на повышение мотивации к обучению;
- дополнительное образование обучающихся в контексте внеурочной деятельности;
4. В сфере интеллектуального воспитания:
- мероприятия, направленные на повышение мотивации к научным исследованиям;
- мероприятия, направленные на поддержку и развитие творческих способностей обучающихся.
5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:
- профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
- спортивные мероприятия.
6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:
- мероприятия, направленные на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности;
- мероприятия, направленные на профилактику экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
7. В сфере культуро-творческого и эстетического воспитания:
- проведение творческих конкурсов;
- мероприятия, направленные на развитие эстетического воспитания;
- посещение музеев и выставок.
8. В сфере правового воспитания и культуры безопасности:
- мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности у обучающихся;
- деятельность органов ученического самоуправления;
- мероприятия, направленные на обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
9. В сфере формирования коммуникативной культуры:
- мероприятия, направленные на повышение уровня межкультурной коммуникации;
- создание условий для безопасной коммуникации;
- мероприятия, направленные на риторическую компетентность обучающихся;
- работа школьной редколлегии.
10. В сфере экологического воспитания:
- мероприятия, направленные на повышение уровня экологической культуры обучающихся;
-проведение (участие) экологических акций, субботников, круглых столов, конференций и т.д.